MV.zp.ua

Інформація для студентів факультету журналістики

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Новейшие приемы работы в интернете и перспективы международной журналистики

Чабаненко М. Новейшие приемы работы в интернете и перспективы международной журналистики / Чабаненко М. // Международная журналистика – 2015 : формирование информационного пространства партнерства от Владивостока до Лиссабона и медиа : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 19 февраля 2015 г., Минск / [сост. Б. Л. Залесский ; под общ. ред. Т. Н. Дасаевой]. – Минск : Изд. центр БГУ , 2015. – С. 288-295.

Стремительно развивающаяся журналистика в Сети требует постоянного внимания исследователей, поскольку авангард тех преобразований в медиа-пространстве, которые можно считать показательными и даже знаковыми для его будущего, связан именно с этим его участком. 

Обычно импульсами к очередному скачку в развитии медиа-сферы служат две группы факторов. Первая – появление новинок в компьютерной технике и программном обеспечении, и, соответственно, новых интернет-сервисов. Вторая – возникновение периодов  повышенного спроса аудитории на новостные сообщения вследствие обострения социально значимых проблем (экологического, экономического, политического, военного или другого характера). Опыт показывает, что Интернет как наиболее оперативный канал распространения информации при любых проблемных ситуациях в обществе обычно выигрывает, каждый раз укрепляя свои позиции. 

Для Украины в этом отношении особую роль сыграли скандал вокруг исчезновения редактора интернет-издания «Українська правда» (pravda.com.ua) Г. Гонгадзе в 2000 г., знаменитый теракт в США в сентябре 2001 г., а позже – в 2004 г. – Оранжевая революция. В первой половине 2000-х гг. многие люди старшего, и даже среднего, поколения не чувствовали особой потребности знакомиться с Интернетом, но попробовав добывать информацию о тревожных событиях в Сети – быстро, да ещё и с возможностью свободного обсуждения, – они невольно втянулись и превратились в уверенных пользователей. Естественно, ещё больше присоединилось молодёжи. Таким образом, аудитория Паутины резко увеличилась наряду с ростом количества веб-ресурсов, в частности, персональных веб-сайтов и блогов. На интернет-журналистике это отразилось, как минимум, по двум направлениям: во-первых, возросло число интернет-изданий, во-вторых, преимущественно аматорская гражданская журналистика начала составлять серьёзную конкуренцию обычной, что послужило определённым вызовом, на который необходимо было отвечать адекватными профессиональными решениями.

События последних полтора лет в некотором смысле напоминают первую половину 2000-х гг.; но большая разница состоит в том, что к моменту нового Майдана, который стартовал осенью 2013 г., украинская аудитория Интернета уже достигла точки насыщения. Нельзя утверждать, что им было охвачено всё население, но, по крайней мере, те, кто мог им пользоваться, к этому времени уже пользовался. Сегодня освоение Сети продолжается не столько вширь, сколько вглубь, – за счёт увеличения времени, проводимого пользователями в Интернете, а также разнообразия способов подключения и просмотра веб-страниц. Люди хотят узнавать новости ещё быстрее, располагать ещё более широким спектром инструментов внесения в освещение событий собственных интерпретаций и дополнений, добавлять собственные истолкования, влиять на дальнейшее разворачивание событий за счёт эффективного обмена информацией с другими пользователями и т. д. При этом журналистика украинских интернет-СМИ снова активно преобразуется, но уже по-другому. 

Цель исследования, представленного в этой статье, – собрать и обобщить примеры новейших приёмов работы в Интернете, а также проанализировать их теоретическое применение в международной журналистике. 

Сегодня постоянно мониторят новинки интернет-журналистики и дают им научное описание многие исследователи. Весьма основательны в этом отношении работы А. Градюшко, который четко определил новые формы подачи контента в интернет-СМИ. В частности, он указывал на то, что поменялись не только форматы и жанры, фактически изменился весь цикл производства информации, структура источников. «Освещение события происходит параллельно с событием» [1, с. 114], другими стали и профессиональные требования к журналисту. 

Значительное место в своей монографии «Современная веб-журналистика Беларуси» А. Градюшко отвёл вопросам модификации творческих методов, приёмов и жанровой стратегии. «С нашей точки зрения, – пишет он, – современный этап развития веб-журналистики Беларуси характеризуется смешением (взаимопроникновением) жанров. В массовые информационные потоки вливаются произведения самых разных видов творческой деятельности» [2, с. 137]. В одной из последних своих работ А. Градюшко исследовал стратегии новостных интернет-изданий Беларуси в социальных сетях, что позволило ему констатировать: «с одной стороны, социальные сети можно отнести к средствам массовой коммуникации нового поколения, так как они выполняют все соответствующие функции, с другой же, они остаются средством межличностного общения» [3, с. 72].

Иногда попадаются работы, авторы которых осуществляют попытку подвергнуть научному осмыслению явления, которые находятся в процессе становления и ещё не достаточно выразительны. В этом смысле интересна статья О. Лащук о специфике освещения в Интернете длящихся событий, то есть включающих в себя несколько новостных фактов. Исследовательница выделила два типа таких событий (хронологический и тематический) и предложила шесть принципов составления композиции соответствующих сообщений. Касательно одного из них, а именно – принципа «перевернутой пирамиды» на уровне мезокомпозиции [5] – можно было бы поспорить, но, в конечном итоге, все точки над «і» расставит практика, ведь речь идёт, по сути, о едва зародившемся подходе.

Было бы неправильно думать, что изменения в работе украинских интернет-СМИ уникальны. Понятно, что они отвечают общим закономерностям; но можно предположить, что на каких-то этапах развития отрасли некоторые черты функционирования именно этого сегмента медиа-рынка могут проявляться более или, наоборот, менее ярко в связи с его определённым своеобразием.

Результаты анализа контента опытных ведущих интернет-изданий Украины («Зеркало недели» dt.ua, «Корреспондент» korrespondent.net, «Лига» liga.net, «Радіо Свобода» radiosvoboda.org, «Сегодня» segodnya.ua, «Тиждень» tyzhden.ua, «Українська правда» pravda.com.ua, «Gazeta» gazeta.ua и др.) и новых, появившихся сравнительно недавно (к примеру, «ТВі» tvi.ua, «Новый регион» nr2.com.ua, «Вести» vesti-ukr.com, «Новое время» nvua.net), позволяют утверждать, что ставшее популярным сотрудничество с соцсетями ныне всё чаще выливается в так называемую «журналистику скриншотов». (Термин, упомянутый В. Пулей в статье «7 трендов: что ждет новые медиа в 2014 году?», которая вышла в № 1 российского журнала «Журналист» в январе 2014 г., стр. 48-49). Об этом свидетельствует множество публикаций, проиллюстрированных изображениями других веб-страниц, в основном, из соцсетей. Один из свежих примеров – материал «Участники коалиции пришли к соглашению о вступлении в НАТО» за 21 ноября 2014 г. на сайте интернет-издания «Европейская правда» eurointegration.com.ua. В нём новость аргументирована скриншотом сообщения, которое разместил на своей странице в Фейсбуке народный депутат Украины Егор Соболев.

Метод журналистики скриншотов применяется чаще всего в заметках, но он также встречается в материалах других жанров, в частности, становясь неотъемлемой частью так называемых «онлайн-репортажей» (именно под такой рубрикой зачастую выходят материалы о длящихся событиях). Эта разновидность интернет-публикаций представляет собой текст, с виду напоминающий дневник, в котором в хронологическом порядке, с указанием времени, на протяжении целого дня выкладывается актуальная информация, которая имеет отношение к разворачиванию той или иной ситуации. Обновление осуществляется несколько раз. Соответственно, текст фрагментирован на небольшие относительно самодостаточные части новостного характера. Обычно он сопровождается богатой визуализацией – фотоснимками, видеоподкастами, скриншотами, инфографикой, а также гиперссылками на другие дополнительные сведения в Сети.

Онлайн-репортажи в значительной степени отличаются от традиционных. Примечательно, что при этом они тоже создают эффект присутствия, в данном случае – виртуального, давая возможность пользователю Интернета ощутить себя как бы в гуще определённого информационного потока. В качестве примера можно рассматривать материал «Ситуация на востоке Украины», опубликованный 29 ноября 2014 г. интернет-изданием «Гордон» gordonua.com, в котором подавались скриншоты трёх сообщений со страниц пользователя «Пресс-центр АТО» в Фейсбуке. Другой пример – онлайн-репортаж из заседания Верховной Рады 2 декабря 2014 г. на сайте газеты «Сегодня», проиллюстрированный сообщением Олега Тягнибока в Твиттере. 

Тоже скриншотами сопровождаются материалы с пометкой «Лучшие комменты дня на Корреспондент.net» на сайте korrespondent.net. Это, например, публикации «Эй, страна! Что с тобой?» за 18 сентября, «Дабл Порошенко» за 10 октября, «Рубль падает, батарея теплеет» за 23 октября, «Спасти рядового ватника» за 17 ноября 2014 г. и другие. С точки зрения жанровой системы, их, наверное, можно отнести к особой разновидности обзоров.

Некоторые веб-издания полностью строят свой контент на заимствованиях из блогосферы (например, UAIHFO «Вся правда из блогосферы» uainfo.org). Большинство продолжает использовать ставшие привычными «иконки», информеры, виджеты соцсетей, без которых уже практически не обходится ни одно интернет-СМИ. Всё чаще появляются модули с постоянно обновляющимися Твиттер-трансляциями: «Твиттер НОВОСТИ в реальном времени» («Радіо Свобода» radiosvoboda.org), «Tweets» («Новое время»), «Твиты» («Укринформ»), «Твиты со списка пользователя Газета Вести» («Вести») и т. д. 

О современной роли социальных сетей в целом лучше всего сказано в одной из публикаций журнала «Новое время»: «В Украине Facebook и Twitter сыграли важную роль в формировании нового политического класса. Теперь они на глазах превращаются в гражданский форум, где рождаются идеи, а лидеры мнений – более влиятельны, чем пресса» [7]. Далее издание объясняет, что благодаря Facebook и Twitter блогеры все более значительно влияют на жизнь страны. «Из развлекательной площадки соцсети превратились в серьезный механизм, который изменил Украину, создавая в ней новые социальные лифты» [7]. Кстати, по версии этого же журнала, на сегодня список наиболее популярных в социальных сетях граждан Украины полностью состоит из известных в обществе людей. Возглавляет его певица Вера Брежнева, на девятом месте – президент Пётр Порошенко [4].

Говоря о новинках в украинской интернет-журналистике, невозможно не упомянуть о так называемых «стримах». В последнее время получила немалую популярность (опять же, не в последнюю очередь благодаря ссылкам в соцсетях) длительная живая трансляция в Сети видео с места события без какой-либо обработки. Стримы создают как обычные пользователи, так и журналисты-профессионалы, в любом случае этих людей называют «стримерами». «Новости как они есть», – написали о своём контенте основатели интернет-издания «UkrStream.TV» ukrstream.tv в рубрике «О нас». Подобные материалы хорошо пользуются спросом (да, собственно, и возникают) в дни обострений политической ситуации, когда происходят митинги, стычки между представителями противоположных политических убеждений, различные акции протестов, снесения памятников и другие важные зрелищные события. 

Самое главное в стримах – это, конечно же, достоверность. Дело в том, что их практически невозможно подделать, а это большой плюс в условиях, когда информационное пространство буквально напичкано фейками. Прозрачность и демократизм, которые должен был обеспечить Интернет, сегодня оказались перечеркнутыми компьютерными технологиями, позволяющими мастерски фальсифицировать новости почти любого формата. Для жителей Украины, которая пребывает в условиях информационной войны, да и для граждан других государств, по инициативе Киево-Могилянской школы журналистики в марте 2014 г. был запущен интернет-проект «StopFake» (Stopfake.org). На этом сайте регулярно развенчивают неправдивые сообщения как украинских, так и зарубежных СМИ. 

Все же этого явно недостаточно: проблема фейков остаётся одной из наиболее болезненных. Интересно, что недавно она неожиданным образом «мутировала», в результате чего родился ещё один новый жанр. Имеется в виду неприкрытый, если можно так выразиться, фейк, отдалённо напоминающий традиционный фельетон, – развлекательного характера произведение-розыгрыш, в котором на самом деле никто никого не пытается обмануть. Найти образцы подобных материалов можно на сайте «Новое время» nvua.net. Примеры: две публикации «Если бы Майдан проиграл» за 25.11.2014 г.: «Фантастическая история о стране, в которой остался Янукович» и «Вымышленное интервью НВ с "легитимным" президентом Виктором Януковичем». Чтобы никого не ввести в заблуждение, журналисты не только ясно указали на вымышленность в заголовках, но ещё и подали сноски в конце текстов. Будет ли дальше развиваться подобный жанр, пока непонятно.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать журналистам-международникам, которые освещают Украину, несколько рекомендаций. Прежде всего, необходимо учитывать, что, её масс-медиа (в первую очередь, интернет-СМИ) теснее, чем когда-либо, интегрированы с соцсетями, которые служат виртуальной трибуной для публичных лиц. Многие информационные поводы можно черпать именно там, не забывая обзаводиться скриншотами. При ссылке на материалы разных украинских СМИ следует помнить о том, что страна в настоящее время находится в состоянии информационной войны, а значит, существует риск столкнуться с предвзятыми и даже сфальсифицированными ведомостями – как местного производства, так и вброшенными извне. Это означает, что неплохо было бы сверять факты с такими источниками, как «StopFake», а также чаще прибегать к помощи экспертов, независимых пользователей тех же социальных сетей. 

При освещении таких событий, как митинги, демонстрации, необходимо помнить, что практически в каждом крупном населённом пункте есть свои стримеры. С одной стороны, это повышает требования к качеству работы и добросовестности самих журналистов-международников, ведь вполне может оказаться, что пользователи Сети будут сравнивать увиденное ими в стримах и сюжеты своего или зарубежного телеканала. С другой стороны, полезно знать интернет-источники, где транслируют подобные видео, чтобы указывать ссылки на них в собственных материалах. 

Можно попробовать устраивать собственные стримы либо совершать обычные видеосъёмки при помощи дронов – беспилотных летающих аппаратов на дистанционном управлении. Эти устройства пока не освоены украинскими журналистами, но зато в США так называемая «журналистика дронов» уже развивается полным ходом, первые шаги в этом направлении делает и Россия. Её преимущества: «возможность готовить видео-контент такого типа с такого ракурса, который раньше требовал вертолет и отдельную съемочную группу» [6]. Как пишет А. Мельник, «использование дронов позволит освещать в прямом эфире гражданские протесты, события на месте преступления или массовые празднования так, как раньше не могли себе позволить даже крупные СМИ» [6]. Это то, что может пригодиться в зонах военных действий или других горячих точках, где журналист не всегда располагает возможностью физически оказаться в нужном месте. (К слову сказать, тема роботизации журналистики очень интересна, причём, для международной журналистики, наверное, в первую очередь. Она достаточно актуальна сейчас и поэтому заслуживает отдельного разговора.)

Подводя итог, отметим, что украинские интернет-СМИ на фоне обострений социально-политических проблем очень отчётливо, как лакмусовая бумага, демонстрируют все преимущества и недостатки влияния научно-технического прогресса на масс-медиа. При этом всё лучшее, что происходит в отрасли онлайновых изданий в плане усовершенствования и трансформаций уже известных, а также зарождения совершенно новых приёмов журналистской работы в Сети, вполне может быть взято на вооружение журалистами-международниками.

Литература

1. Градюшко А. А. Новые формы представления контента в интернет-СМИ / А. А. Градюшко // Жыццём і словам прысягаючы… : да 90-годдзя заслуж. работніка адукацыі Рэсп. Беларусь, д-ра філал. навук, праф. Міхася Яўгенавіча Цікоцкага : зб. навук. прац / пад агул. рэд. д-ра філал. навук праф. В. І. Іўчанкава. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2012. – С. 105–115.

2. Градюшко А. А. Современная веб-журналистика Беларуси / А. А. Градюшко. – Минск : БГУ, 2013. – 179 с.

3. Градюшко А. А. Стратегии новостных интернет-изданий Беларуси в социальных сетях / А. А. Градюшко // Веснiк Магілёўскага дзяржаўнага ўнiверсiтэта iмя А. А. Куляшова. Серыя А : Гуманітарныя навукі : гісторыя, філасофія, філалогія. – 2014. – № 2. – С. 67–73.

4. Духнич О. ТОП-50 украинских блогеров в Facebook и Twitter. Рейтинг НВ [Электронный документ] / О. Духнич. – Новое время. – [Сайт]. – Режим доступа : http://nvua.net/publications/virtualnye-geroi-politiki-i-zhurnalisty-tesnyat-pop-znamenitostey-v-facebook-i-twitter-infografika-nv-22945.html.

5. Лащук О. Типы длящихся событий и особенности их освещения в интернет-материалах [Электронный документ] / О. Лащук // Медиаскоп : Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. – Режим доступа : http://www.mediascope.ru/node/1430.

6. Мельник А. Тренд хардверных стартапов: дроны для журналистов [Электронный документ] / А Мельник. – Режим доступа : http://siliconrus.com/2013/08/trend-hardvernyih-startapov-dronyi-dlya-zhurnalistov/.

7. НВ № 29 : Лидеры мнений украинского сегмента Facebook и Twitter [Электронный документ] / Новое время. – [Сайт]. – Режим доступа : http://nvua.net/publications/nv29-lidery-mneniy-ukrainskogo-segmenta-facebook-i-twitter-22408.html.